Веселится ребятня: на компьютере - резня!
«Комсомолка» провела психологическую экспертизу нескольких популярных компьютерных игр
Конечно, было бы глупо бороться с любовью
подростков к компьютерным играм. Не спорим, это
увлекательно и иногда полезно. Но есть среди игр такие,
что волосы встают дыбом! В них-то мы и решили поиграть.
По совету продвинутых тинейджеров купили самые
ходовые.
И попросили Станислава Солоненко,
психолога детской клинической больницы № 38 г. Москвы,
дать им оценку.
Бежит Алиса с
тесаком...
Ужастик под названием «Алиса» я
запомню на всю жизнь. Жуткий хохот. На кровати, прижав
мехового зайца, сидит девочка с глазами-блюдцами.
Темнота. Крики: «Алиса! Спасайся!» И девочка летит в
пропасть. Только встала на ноги, как мы ее, бедную,
нечаянно утопили в кипящем озере! Алиса захлебывалась,
судорожно вздыхала, а потом всплыла кверху попой. Жалко
было до слез. Наконец мы заставили ее перепрыгнуть через
кипяток. И тут началось самое интересное. В руке девочки
вдруг оказался... огромный кухонный нож! И стала она им
наотмашь резать солдат! Потом в монстра превратилась с
клешнями. И все это во имя освобождения народа от ига
Королевы Червей!
Мнение эксперта:
-
Игра построена на слабостях наших детей. Алиса - это
они. Ее глаза расширены от страха, она грубит, чтобы
скрыть неуверенность в себе. А борется с рабством
(самоутверждается) с помощью насилия. Эта игра
понравится любому подростку и каждому будет вредна. У
одних усилит тревожность, у других - замкнутость, у
третьих - агрессивность.
Залило кровью весь
экран!
Игру «Quake-3» в народе кличут просто
«квак».
Выходим мы, значит, с экспертом на
широкий двор какого-то жуткого замка. Не успели
осмотреться, как вдруг нас... убили! И на землю упала
недокуренная сигара. После этого нашего героя
подстрелили еще три раза. Все на первых секундах игры.
Последняя смерть была самой душераздирающей - нашего
дядьку разорвало на куски, а его кровью забрызгало весь
экран с обратной стороны. Мы дождались, пока она стечет,
и решили больше не брать греха на душу.
Мнение
эксперта:
- Сцены насилия могут расшатать психику
ребенка. А тут вся игра построена на убийстве, на
смаковании смерти. После таких стрессов бессонница
обеспечена. Кроме того, от игры возникает чувство
безнадежности - убийца неуловим, поражение неизбежно. А
у ребенка обязательно должен быть шанс в игре.
Вас придушит зомби!
В игре
Diablo-2 (а по-русски - «Дьявол») в качестве своего
героя мы выбрали Варвара. Он свирепо взвыл, наточил
секиру и потопал смешным лилипутиком по каким-то темным
закоулкам - с мертвяками биться, город от дьявола
спасать. Много нечисти секирой порубил... Когда
притомился, мы подкрепили его силы магическим эликсиром.
Мнение эксперта:
- Детям предлагают
зло побороть злом. В этой игре очень сомнительная
нравственная основа. Разделайся с тем, кто тебе
неприятен и враждебен. Насилие - самый простой и
радикальный способ решения проблем! В заигрывании с
мистикой тоже есть опасность. Веры в себя мистика
ребенку не прибавит. Наоборот, может еще больше развить
мнительность и тревожность.
А на закуску -
гильотина
«Хроники героев» погрузили нас в
мультяшное средневековье. Ладненький рыцарь трусит себе
на лошадке по сказочной стране. Но за этой идилией
скрывается такая драма! Добрый герой должен стать злым,
чтобы победить другого хорошего парня, который вот-вот
разрушит мир. Наш рыцарь (злыдень поневоле) берет себе в
союзники трех гарпий. Бросает их в бой против целого
отделения медуз. И гибнет геройской смертью. «Слава
Богу, хоть без крови обошлось!» - вздохнули мы с
облегчением. Но не тут-то было! На экране вдруг
появилась картинка. Закат. На скамье лежит связанный
человек. Над ним навис нож гильотины, Палач в красном
колпаке дергает за веревочку... И нож с грохотом падает
вниз!
Мнение эксперта:
- Последняя
сцена меня просто убила! Она отнимает будущее, надежду
на победу. Заставляет подростка воспринимать свои
неудачи и временные поражения как катастрофу. В целом
игра менее жестока. Она разнообразнее: надо строить
здания, обмениваться товарами, воевать. В ней больше
выбора: золото можешь оставить себе или раздать
крестьянам. Но в этой игре, к сожалению, невозможно
отличить добро от зла.
ВИЧ спасет
мир!
Признаюсь, «Петька-3» разочаровал меня
больше всего. Изготовители большими буквами обещали
ЮМОР. Но его там и близко не лежало.
Петька-недомерок и Василий Иванович (он же ВИЧ)
сидят себе посиживают в Америке и говорят за жизнь. Тут
местные ребята приходят с чувихами. «Мочалки» вдруг на
колени к Петьке и Чапаю скок и ну целоваться взасос. А
пацанам это почему-то не понравилось. Начали, блин, на
наших наезжать. Василий Иванович рассердился: «Твою
мать!» И всех раскидал. А потом его с Петькой машина
времени в будущее перенесла. И получили они приказ мир
спасать, который по их же вине превратился в полный
отстой. На что Василий Иванович философски заметил:
«Швыряет нас судьба, как хочет. А хочет, видать,
сильно!»
Мнение эксперта:
- В
подростковом возрасте формируется отношение к
противоположному полу. И подобная пошлость может его
изуродовать, развить склонность к сексуальному насилию.
Эта игра может развить в наших детях неуважение не
только к женщине, но и к своей стране, к самим себе. Она
создает образ нации разгильдяев, которым только бы пить,
по женщинам бегать да морды бить.
«Террористы
побеждают!»
Игру Counter strike («Ответный
удар») мы не купили, а достали. Говорят, что она еще не
получила лицензии. Поэтому продается только из-под полы.
«Удар» можно наносить силами спецназа или
террористов - на выбор. Мы с психологом решили примерить
на себя роль плохишей. Задача: что-нибудь взорвать и
взять заложников. Вот раздается крик: «Террористы
побеждают!» Крошим в капусту двух-трех спецназовцев.
Потом берем зеленую бомбу-кирпичик и ... подкладываем.
Рвануло! В одном из ангаров натолкнулись на группу
малахольных заложников - так бы и стрельнул! Но нельзя.
За каждого убитого заложника - штраф. Мы их заперли. И
побежали дальше «мочить» спецназ...
Мнение
эксперта:
- Не игра, а настоящее пособие по
терроризму! Она реабилитирует террористов в глазах
подростка. Ведь он ставит себя на их место. Воспринимает
преступление как норму, обычную работу, способ
заработка. Эта игра вовсе не избавляет людей от страха
перед терроризмом. А еще больше его усиливает.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
В отделе
информатики, электротехники и приборостроения
Госстандарта России предупреждают: по нынешнему
законодательству компьютерные игры на дисках не подлежат
обязательной сертификации! То есть их действие на
психику и сознание ребенка органы госконтроля проверять
не обязаны. И госстандартов в этой области на сегодня
просто не существует. В государственных лабораториях
системы Госстандарта можно проверить лишь техническое
качество игр. Но это - по желанию производителя
(добровольная сертификация) или самого потребителя (за
плату!).
Правила, по которым работают органы
Госсанэпиднадзора, тоже не предусматривают каких-либо
гигиенических испытаний программных средств
(компьютерных игр в том числе).
На страже
психического здоровья детей стоит Закон «О защите прав
потребителей», по которому изготовитель отвечает за
безопасность своего «детища» для жизни, здоровья и
имущества покупателя.
ДОИГРАЛИСЬ
В
Китае в интернет-кафе скончался от остановки сердца
22-летний парень. Всю ночь напролет он играл в «Counter
strike».
В Тюмени подросток убил своих родителей
за то, что они запрещали ему играть в компьютерные
игры.
7 февраля 2002 г.
Юлия ЖУКОВСКАЯ, Анна ДОБРЮХА.
На фото: От азарта глаза на лоб лезут.
Автор фото Анатолий ЖДАНОВ
Оригинал статьи тут: "Комсомольская правда", 7 февраля 2002 г.